Лонг дринк. Тест-драйв Volvo V40 Cross Country

             Лонг дринк. Тест-драйв Volvo V40 Cross Country

Какой коктейль считается идеальным? Вкусный? Крепкий? Или чтобы бодрил? Или все вместе? Говорят, шведы создали тот самый рецепт: взяли все мыслимые ингредиенты и смешали их в равных пропорциях. Называется он Volvo V40 Cross Country и оставляет удивительное послевкусие. Чтобы распробовать, мы взяли его в редакцию на месяц.

Volvo, которая с самого первого дня своего существования отстаивала безопасность и только ее, неожиданно создала настоящий высокотехнологичный гаджет, отвечающий всем последним тенденциям моды. Как мощный кухонный комбайн, Cross Country умеет абсолютно все. Проселочная дорога, DVD в салоне, большой багажник, панорамная крыша, полный привод, первый со светофора – это все про него.

При первом знакомстве не понимаешь, на чем едешь: кроссовер, универсал или хэтчбек? Озарение не приходит даже тогда, когда съезжаешь с асфальта. Модель построена на базе известного во всей Европе хэтчбека V40, который так и не доехал до России. В техническом плане автомобили отличаются только полным приводом и увеличенным клиренсом в Cross Country. Впрочем, увеличенным не радикально – всего 145 миллиметров. Но инженеры сумели доказать, что даже такие цифры при грамотной настройке подвески могут удивить на бездорожье.

Как мощный кухонный комбайн, Cross Country умеет абсолютно все.
Съезжать в грязь я не решился, да и совсем не для Cross Country эта среда обитания. На влажной проселочной дороге с внушительными перепадами хэтчбек высот ведет себя смело, местами даже дерзко. Становясь на три колеса, поочередно вывешивая то левое, то правое заднее колесо, Volvo без лишней скромности преодолевает овраги, глубокую колею и резкие подъемы. Делает это Cross Country на привычной для большинства современных автомобилей подвеске – McPherson спереди и «многорычажке» сзади.


Правда, с настройками задней оси инженеры все же перемудрили: излишняя жесткость, как следствие «перетяжки» рычагов, сказалась на устойчивости кузова именно на дороге с нестабильным покрытием. Cross Country чересчур подвержен раскачке на неровностях, а перепады высот болезненно сказываются на кузове: салон премиального хэтчбека постоянно скрипит, трещит и хрустит. А что делать, эхо унификации производства. Инженеры схитрили, увеличив клиренс за счет больших колес. Отсюда и ощущение жесткости, которого в V40, например, нет и в помине. Может быть, секрет кроется в более жестких амортизаторах? В Volvo по этому поводу предпочитают отмалчиваться.

С настройками задней оси инженеры все же перемудрили.
Перетянутая подвеска добавляет дискомфорта, прежде всего, в быту. Взять лежачие полицейские. Если передняя ось под тяжестью мотора еще более-менее мягко преодолевает неровность, то задняя часть делает это с таким грохотом, что невольно думаешь, а есть ли там вообще амортизаторы? В последний раз я оценил подобную отработку неровностей на маршрутке Mercedes-Benz Sprinter с разгруженной задней осью. Сидящие позади пассажиры Volvo будут явно не в восторге.


Решает, какому колесу, когда и как крутиться на бездорожье, муфта Haldex последнего, пятого поколения, распределяющая крутящий момент всегда в пользу передних колес. По поведению на гравии и на мокром асфальте Cross Country напоминает Golf R на базе шестого поколения. Те же рысканья без ощутимых кренов кузова, тот же неуловимый момент подключения задней оси и точно такое же отсутствие клевков носом в момент продольных перегрузок. Haldex 5, полностью управляемая электроникой, получает информацию с нескольких датчиков. А именно, обрабатывает данные о вращении колес, поперечном и продольном ускорении, а также о положении педали газа и об угле поворота руля. Это значит, что работает она практически всегда, когда водитель ведет себя более-менее активно на дороге.

Машина для пенсионеров? Ну-ну.
По удовольствию от вождения и управляемости Volvo V40 не хуже прямого конкурента – BMW X1. Мало того, баварский кроссовер с более внушительным клиренсом не может похвастаться такой цепкостью за каждый сантиметр асфальта в резком повороте. Еще S60 прошлого поколения, один из предков V40, как баржа вваливался в повороты, а тут такое. Поверить не могу – я говорю о Volvo! Смешав два ингредиента – полный привод и энергоемкую подвеску – коктейль Volvo уже выглядит уникальным, но это только первый этап приготовления напитка.


Самый важный ингредиент, без которого ощущение бы несколько смазалось, - это мотор. Под капотом тестового автомобиля оказалась турбированная «четверка» рабочим объемом в 2,0 литра. Откровенно скучный на «низах» и азартный, как TSI, на высоких оборотах, Т5 вкупе с полным приводом постоянно провоцирует утопить педаль акселератора в пол. Более того, на бумаге с этим мотором V40 Cross Country выглядит, как полноценный хот-хэтч: 213 лошадиных сил, 300 Нм крутящего момента и 7,2 секунды до 100 километров в час. Машина для пенсионеров? Ну-ну.


Останавливаюсь на светофоре рядом с Golf GTI предыдущего поколения. Поехали? Спорт-режим, педаль в пол. Но нет, Golf уходит, как будто в Volvo и нет тех 213 «лошадей». И это еще при том, что у Volkswagen два пассажира в салоне! Еду замерять динамику разгона. На прямом участке Volvo демонстрирует совершенно не паспортные цифры: 8,2; 8,0; 8,3… Ценой невероятных усилий удалось добиться показателя в 7,8 секунды. Скажете, заводские показатели никогда не повторить? Прошлой осенью мы разогнали до «сотни» заднеприводный Jaguar XFR с зимней резиной и пассажиром внутри за 5 секунд – всего на 0,1 секунды медленнее, чем обещал производитель.

Между «овощем» и «крутой тачкой» всего один шаг.
Но, очевидно, стоит сделать скидку на качество топлива: дроссельную заслонку можно приговорить к чистке и за те 3 000 километров пробега, которые были на одометре у Volvo. Тем не менее, горькое послевкусие осталось. Но максималисты могут и не огорчаться: Cross Country предлагают и с 249-сильным двигателем. Там динамика уже серьезнее – 6,4 секунды. Есть у V40 и более слабые моторы. Например, с недавних пор в России доступна и 115-сильная дизельная версия. Кроме того, дилеры наверняка предложат купить и переднеприводный автомобиль с 2,0-литровым двигателем, отдача которого равна 180 «силам».


Шведский коктейль разбавил еще один ингредиент, на этот раз японский. Шестиступенчатая автоматическая трансмиссия Geartronic разработана компанией Aisin AW. Переключения быстры и логичны, правда, трансмиссии зачастую не хватает интеллектуальной связи с водителем. Все-таки неспокойный нрав 213-сильного мотора предполагает ощущение обратной коммуникации с автомобилем, когда водитель может управлять мощностью так, как хочет он. Этого у V40 Cross Country нет и в помине. Секундные задержки на отклик при нажатии педали газа в пол и судорожное переключение передач при активной езде в режиме Drive начинают досаждать, но стоит только перевести селектор в спортивный режим, как Volvo преображается. Происходит это по всем законам жанра, когда между «овощем» и «крутой тачкой» всего один шаг. И это, действительно, удобно.

Ну что, залпом? Впрочем, двухнедельное рандеву с Volvo так и не расставило все точки над i. У нас есть еще столько же времени, чтобы понять, каков V40 Cross Country в ежедневной эксплуатации, чем он может удивить внутри, и какие опции шведам удалось интегрировать в автомобиль.


Роман Фарботко