Побеждаем бездорожье с кроссовером SsangYong New Actyon

 

«У  тебя как с бездорожьем?» — интересуются ребята из Соллерса. Завтра пойдём на мыс Гамова: более сорока километров грунтовки, причём половина — каменистая тропа, петляющая между сопок. Будет жёстко, но рискнуть стоит — там безумно красиво! И вот спустя сутки я кручу баранку кроссовера SsangYong New Actyon со 149-сильным дизелем и «автоматом», уворачиваясь от очередного булыжника, перегородившего путь. Перед капотом серая полоска усыпанной острыми камнями дороги, а за окном нетронутая цивилизацией приморская флора. Как и было обещано: жёстко и красиво!

Девять часов беспосадочного перелёта, и я в Зазеркалье. Приморский край живёт по закону «Кто сильнее, тот и прав». Здесь ещё не научились пропускать пешеходов, а попытку поменять рядность в бесконечных заторах воспринимают как личную обиду. «Куда лезешь, мать твою!» Вот едущий впереди «Крузак» резко идёт на разворот через две сплошные, и «режет» встречный автобус так, что его пассажиры падают на пол. Визг тормозов, крики, мат... Теперь я знаю, почему показатель смертности на дорогах Приморья один из самых высоких по стране.

Для Актиона, собираемого на заводе «Соллерс — Дальний Восток» методом крупноузловой сборки, предлагаются две коробки передач, два типа привода и один турбодизель 2.0 в двух вариантах отдачи. Покупатель волен сам выбирать, что с чем агрегатировать.

Ровный асфальт трассы Хабаровск — Владивосток вдруг сменяется грунтовым отрезком, изрытым ямами разного калибра. Но редкий водитель из местных сбросит здесь ход. Потому-то и пылища такая, что порою просто не видишь, куда едешь. Но ещё хуже, когда из облака пыли тебе в лоб выскакивает машина, обгоняющая тихоход по встречке. Тормозить бесполезно: автомобиль просто не в состоянии замедлиться на скользком гравии. Ты жмёшься к вязкой обочине и разъезжаешься с нападающим впритирку, обдавая друг друга новой порцией пыли.

Дизайн передней панели, составленной из разных сортов жёсткого пластика, непретенциозен. Но качество сборки на высоте. Привычки потребуют огромное рулевое колесо и рычажки под ним, расположенные неожиданно высоко. Освоившись, находишь всё это удобным.

Незатейливая комбинация приборов читается отлично. Блок климат-контроля — с прорезиненными шайбами и чётким шагом. Но по какому принципу работает система в автоматическом режиме, так и осталось загадкой.

Девяносто процентов автопарка Приморья — это «праворукие» «японцы» разных лет выпуска: Toyota Cami, Nissan Rasheen, Mitsubishi Proudia. К моему стыду, мне неизвестна и половина машин, что ездят здесь. Однако в последнее время приморцы всё чаще смотрят на дорогу слева. Уже встречаются европейские Форды и Мерседесы, а быстрее всех осваивают Дальний Восток соседи-корейцы. В лидерах Hyundai и SsangYong, чьи внедорожники Kyron, Rexton и пикап Actyon Sports как нельзя лучше подготовлены к местным условиям.

Несущий кузов с независимыми подвесками против рамы с неразрезными мостами у Актиона предыдущего поколения. Для маленькой корейской компании New Actyon — это прорыв. Пусть и с опозданием в десяток лет.

Рельефность передних кресел — видимость. Они плоские. У спинки к тому же ограничена регулировка по вертикали. Но шанс сесть удобно всё же есть благодаря рулевой колонке, перемещающейся в двух плоскостях в широком диапазоне. Задний диван с регулируемыми по углу наклона спинками на удивление просторен. Изловчившись, можно даже закинуть ногу на ногу! И обратите внимание на ровный пол.

«Знаешь, каков средний возраст покупателя SsangYong в России?» — спрашивает глава дистрибьютерского центра «Соллерс» Алексей Володин. И сам отвечает: «Страшно подумать, 42 года!» Поэтому на New Actyon мы делаем особую ставку. Кроме двукратного увеличения продаж (с нынешних 800–900 автомобилей в месяц), первый кроссовер с несущим кузовом должен способствовать омоложению клиентуры марки. Покупатель скинет минимум десять лет. Хотя знающий специфику нашего рынка менеджмент прекрасно понимает, что с одним молодым игроком схватку не выиграть. Слишком велика конкуренция в классе SUV.

Багажник объёмом 486 л мог быть и побольше. Утешения — полноразмерное запасное колесо под полом и абсолютно ровная площадка при сложенных спинках.

А ещё в салоне Актиона уйма ёмкостей для мелкой поклажи, включая крючки для сумок спереди и сзади.

Соперничать с новым Актионом будут Nissan Qashqai и Skoda Yeti, Toyota RAV4 и Kia Sportage. Всего более десятка конкурентов! Поэтому нужна целая гамма модификаций. У Актиона же пока только дизельный двигатель 2.0 (бензиновый агрегат появится не раньше февраля следующего года), зато в двух вариантах форсировки: 149 л.с. и 175. Уже можно выбрать из передне- и полноприводной версий, а самое главное, появилась и автоматическая коробка передач, без которой в России никуда. Причём не покупная, а собственной разработки! Шестиступенчатый «автомат» для корейцев производит австралийская фирма DSIH, но другим автопроизводителям он не поставляется. Как раз на таком «автоматическом» Актионе я и карабкаюсь к Маяку № 1, что на мысе Гамова.

Маяк у подножья горы Туманной заложили в 1888 году после очередного кораблекрушения. Сейчас это воинская часть с личным составом в одиннадцать человек. «Удивлены? — спрашивает управляющий маяком Александр Сергеевич Соболев. — МаЯки (именно так, с ударением на второй слог) — стратегические объекты. Были времена, когда их захватывали с целью дезориентации судов противника. Огонь, указывающий безопасный фарватер, гасили, зажигали ложный напротив скалистых берегов, отправляя корабли на верную гибель. Случался форс-мажор и в наше время. Например, недавно ротвейлеры, охраняющие территорию, загнали на скалы группу вооружённых ножами корейцев. Нет, они не планировали захват, — смеётся Соболев, — пришли за соляркой. Их траулер стоял в бухте с пустыми баками». Романтика!

Каменистая дорога, петляющая между сопками, то ведёт вверх, то вьётся вниз, заставляя корейский кроссовер время от времени передвигаться на трёх колёсах. Уверенному движению это не помеха. Полный привод Active AWD играючи справляется с диагональным вывешиванием, система удержания на уклоне помогает без проблем тронуться даже в крутую гору. Да и настройки подвески в таких условиях мне кажутся идеальными. Потряхивает, но на пробои нет и намёка.

Под брюхом Актиона 180 мм. Однако силовой агрегат ничем не прикрыт. От касаний с грунтом его оберегают лишь мощные лонжероны. Однако вовсе не они являются нижней точкой конструкции, а корпус 57-литрового бензобака, висящий перед задней подвеской!

Я смелею, прибавляю газку и... (бац!) прикладываюсь мощной передней поперечиной к очередному выступу. Клиренса в 180 мм с запасом хватит в городе, но на горной тропе его уже маловато. Зато «автомат» уместен: он помогает плавно перекатывать через валуны и ювелирно дозировать тягу в самых коварных местах. А зимний режим коробки отлично подходит для тяжёлого бездорожья: он снижает чувствительность акселератора, что позволяет гораздо спокойнее форсировать преграды на подъёмах.

Электроника, имитирующая при помощи тормозов работу блокировок дифференциалов, работает как надо. Actyon с любым типом коробки передач уверенно трогается в гору с вывешенным задним колесом. Не сжечь сцепление на «механике» помогает система HSA, прикусывающая тормоза на подъёмах.

Обе коробки передач для нового Актиона — шестиступенчатые. При этом у «автомата» есть режимы «зима/лето», изменяющие отклики на подачу топлива. Переключать передачи в мануальном режиме можно как флажком на торце набалдашника рычага, так и кнопками на рулевом колесе. Однако по удобству ни тот ни другой способ не могут сравниться с привычными подрулевыми гашетками. «Механика» с укороченными первой и второй передачами удобна на пересечённой местности, но в городе короткий ряд вынуждает орудовать длинноходным рычагом вдвое чаще.

В нашем распоряжении есть и 175-сильная машина с «механикой». Такой тандем тоже неплох. Я боялся, что придётся поджигать сцепление при каждом старте, ан нет. С места такой Actyon трогается плавно, передачи, несмотря на длинноходность рычага, переключаются чётко. Однако педаль газа излишне задемпфирована. Я так и не смог выполнить перегазовку при переходе со второй передачи на первую. Но по чувству машины «ручной» Actyon честнее. Вот в ответ на добавление тяги провернулись передние колёса. Спустя полсекунды с едва заметным ударчиком подключилась задняя ось. А вот в ответ на сброс газа я уже еду боком в широком грунтовом повороте. Еду и радуюсь, как чуток кроссовер к изменению подачи топлива.

Если заложить вираж покруче, то Actyon может и напугать: нешуточные крены и заметное подламывание шин наводят на мысль об опрокидывании. Но выбрав слабину упругих элементов, кроссовер точно следует за рулём и лихо метёт «хвостом» во вполне контролируемом заносе. Система стабилизации отключается полностью, но даже будучи активной, отзывается на скольжения с небольшим запаздыванием.

Но выход на асфальт — повод взгрустнуть. Рабочий диапазон двухлитрового турбодизеля слишком узок. В районе 1500 об/мин тяга нарастает лавинообразно, но после четырёх тысяч её будто обрубает. И уж совсем безрадостно, если ненароком свалиться в турбояму. Она, может, и неглубока, но выбирается из неё Actyon с прытью земляного червя. С «автоматом» в этом плане веселее: он сглаживает переходные процессы, смены ступеней едва заметны. В общем, берите не думая именно такой «автоматический» Actyon, даже несмотря на существенную доплату: в зависимости от комплектации 60–67 тысяч рублей.

На асфальте Actyon порадовал удачным балансом управляемости и плавности хода. Невесомый в нулевом положении руль наполняется в повороте информативным усилием, а небольшая склонность к заносу задней оси добавляет перчинку ездовому процессу. Энергоёмкая подвеска «корейца» неплохо ладит с неровным дальневосточным асфальтом, но на волне допускает раскачку кузова. Зато даже на высокой скорости в салоне кроссовера тихо.

Дороги в окрестностях Владивостока строят ударными темпами, готовясь к саммиту АТЭС 2012 года. «О соблюдении технологии говорить не приходится», — сетует водитель «праворукого» автобуса, что везёт нас из аэропорта. По свежеуложенной гравийной подушке просто пускают потоки автомобилей, которые и трамбуют будущий тракт, а вездесущую пыль тупо сбивают поливальными машинами. С нашими перепадами температур такая дорога продержится максимум года три. В итоге главы государств разъедутся, а приморцы вновь будут скакать по колдобинам...

Лучше сэкономьте на моторе. Особой разницы в характере между более мощным и дефорсированным вариантами я не заметил. Оба выдают по 360 Н•м, начиная с двух тысяч оборотов. Разница лишь в том, что у 175-сильной версии полочка момента чуть шире — 2000–3000 об/мин. А прибавку в четверть сотни «лошадок» можно почувствовать только если вот так, как я сейчас, загнать стрелку тахометра в правый сектор шкалы... На очередном подъёме мой огненно-рыжий Actyon скисает и едва доползает до вершины. На приборной панели горит пиктограмма неисправности двигателя. Володин оправдывается: эта машина местного дилера с самым большим пробегом (около 8000 км) хлебнула уже, видать, местного суррогата...

Володин играет на гитаре, гоняет на мотоцикле, ныряет с аквалангом и... собственноручно крутит гайки в надежде подлечить забарахливший кроссовер. Именно он принимал решение о переименовании Korando (под этим именем автомобиль продаётся на других рынках ) в New Actyon. «Эта машина иного уровня — не хочу, чтобы она ассоциировалась с Ссанг-Йонгами старой закваски».

Скинув клеммы с аккумулятора, мы обнуляем ошибку. Тем временем Володин рассказывает о проблемах Ссанг-Йонга в России. Совсем недавно покупатели отворачивались от марки из-за никудышнего сервиса. Сейчас обучаются более двух тысяч сервисменов в год. Снижены цены на расходники и запчасти так называемой второй категории (лобовые стёкла, детали подвески). Идёт борьба за единые цены вне зависимости от региона. Словом, воюют по всем фронтам, стараясь вернуть доверие к бренду. Вот бытовой пример. Инженер по гарантии уверен, что деталь вышла из строя по причине безграмотной эксплуатации. Но этот случай оформляется как гарантийный. Дескать, чтобы достичь высоких целей, иногда приходится жертвовать малым...

Новый дизайн — работа ателье Giugiaro. Смотрится более культурно по сравнению с прежним Актионом Кеннета Гринли.

На отравленный местным топливом Actyon исповедь менеджера не подействовала. Через пару километров сигнал сheck engine вспыхнул вновь, и мне пришлось вернуться за руль полноприводника со 150-сильным мотором и «автоматом». В конце концов именно на эту версию в Соллерсе делают основной упор: говорят, такими будут до 40% всех продаваемых Актионов. Народ завлекают эффектной ценой — от 899 тысяч рублей! Однако есть нюанс. Она актуальна только для жителей Дальневосточного региона, а остальной России за Actyon надо доплатить ещё 40 тысяч. Но это всё равно самое выгодное предложение в классе. Ближайший конкурент — Skoda Yeti TSI 4×4 DSG — на 30 тысяч дороже.

Паспортные данные

SsangYong New Actyon 2.0 D 4×4 AT (149 л.с.) 2.0 D 4×4 AT (175 л.с.)
Кузов
Тип кузова универсал универсал
Число дверей/мест 5/5 5/5
Длина, мм 4410 4410
Ширина, мм 1830 1830
Высота, мм 1710 1710
Колёсная база, мм 2650 2650
Колея передняя/задняя, мм 1573/1558 1573/1558
Снаряжённая масса, кг 1767 1686 (1767)
Полная масса, кг 2260 2180 (2260)
Объём багажника, л 486 486
Двигатель
Тип турбодизель турбодизель
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 16 16
Рабочий объём, см³ 1998 1998
Макс. мощность, л.с./об/мин 149/3000–4000 175/4000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 360/2000–2500 360/2000–3000
Трансмиссия
Коробка передач автоматическая шестиступенчатая автоматическая шестиступенчатая (механическая шестиступенчатая)
Привод полный полный
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые
Шины 215/65R16 215/65R16
Дорожный просвет, мм 180 180
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 174 179 (186)
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с н/д 10,0 (10,8)
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 9,6 7,9 (9,6)
— загородный цикл 6,3 5,5 (6,3)
— смешанный цикл 7,5 6,4 (7,5)
Норма токсичности Евро-5 Евро-5
Ёмкость топливного бака, л 57 57
Топливо дизтопливо дизтопливо

Техника

New Actyon — первый SsangYong с несущим кузовом и независимыми подвесками всех колёс. Спереди — привычные стойки McPherson, а сзади многорычажка с разнесёнными пружинами и амортизаторами. Такая схема традиционно позволяет улучшать плавность хода и даёт большую свободу при компоновке багажного отсека.
Турбодизель XDi200 — мерседесовское наследие двадцатилетней давности. Но теперь мотор дополнен системой впрыска Сommon rail третьего поколения и турбиной с изменяемой геометрией. Оптимизирована форма поршня для более эффективного сгорания и снижения вредных выбросов. В результате характеристики XDi200 соответствуют нормам Евро-5. Дефорсированная до 149 л.с. версия турбодизеля, выпущенная специально для России, по харду неотличима от более мощной 175-сильной модификации. Прибавка в 26 л.с. достигнута перенастройкой софта.
 

Полноприводная трансмиссия Active AWD с электромагнитной муфтой в приводе задних колёс может работать как в автоматическом режиме, так и в режиме принудительной блокировки, которая активируется кнопкой слева от руля. Муфта остаётся заблокированной до скорости 40 км/ч.

История

Компактный трёхдверный внедорожник SsangYong Korando появился в 1983 году. Точнее, тогда началось производство автомобиля под маркой Ha-Dong-Hwan, которую в этом же году приобрела компания SsangYong. В 1986 году проходимца переименовали в SsangYong Korando. Машина с зависимыми подвесками спереди и сзади оснащалась атмосферным дизелем 2.2 мощностью 68 л.с. В 1988-м корейцы показали пятидверную модификацию Korando Family (база — Isuzu Trooper), у которой появился ещё один безнаддувный 79-сильный дизель 2.5.

Второе поколение модели дебютировало в 1995 году, хотя производство стартовало в 1996-м. Пережив в 2003-м рестайлинг, внедорожник продержался ещё три года. На автомобиль устанавливались лицензионные двигатели и коробки передач Mercedes-Benz. Самым мощным мотором была 220-сильная «шестёрка» 3.2. Пару такому двигателю составляли либо четырёхдиапазонный «автомат», либо пятиступенчатая «механика».

 

Рамный внедорожник SsangYong Actyon появился в 2006 году. Оснащался он двумя двигателями: двухлитровым 141-сильным турбодизелем и атмосферной бензиновой «четвёркой» 2.3 мощностью 150 л.с. Привод — полный с подключаемой передней осью. Коробок передач тоже две — шестиступенчатая автоматическая и пятиступенчатая механическая. Пикап Актион Sports смена поколений не затронула.
Источник: http://www.drive.ru/ssangyong/drive-test/2011/09/19/4346562/dalniy_boy.html